Краткая биография Вуди Аллена (1 декабря 1935 - ).

Вуди Аллен (урожденный Аллен Стюарт Конигсберг) полное официальное имя - Хейвуд Аллен. (1935 г.) - Американский актёр-комик, кинорежиссёр, писатель, автор многочисленных рассказов и пьес, продюсер, четырёхкратный обладатель премии «Оскар», джазовый кларнетист. Мастер авторского кино.

Семья и детство

Родился в Нью-Йорке 1 декабря 1935 года. Вуди Аллен вырос в бедной еврейской семье, каких в Бруклине было очень много.

Дедушки и бабушки Аллена были еврейскими эмигрантами из Литвы и Австрии, их родным языком был идиш, на котором Аллен свободно говорил с детства. Мать Аллена, Нетти была бухгалтером в семейном кондитерском магазине, а его отец был гравёром-ювелиром. Младшая сестра Аллена Летти родилась в 1943 году. Летти стала другом и единомышленником Аллена и с середины 1990-х годов она занимается продюсированием его фильмов. В 2012 году Летти снялась в документальном фильме о своем талантливом и знаменитом брате.

Школьные и студенческие годы

Аллен посещал еврейскую школу, он всегда был замкнутым и болезненным мальчиком, из-за рыжего оттенка волос его прозвали "Рыжий", когда его отправили в многоконфессиональный летний лагерь, его жестоко избивали дети всех рас и религий. Из-за его хрупкой комплекции, Аллен всегда играл слабых болезненных персонажей, однако, в школьные годы Аллен отлично играл в баскетбол и бейсбол, показывал одноклассникам различные фокусы, и всегда был окружен друзьями.

Псевдоним – «Вуди Аллен» появился еще в юношеские годы, когда Аллен стал писать различные шутливые рассказы для газетных колонок, пытаясь подзаработать. Его заметил комик Милт Кэмен, когда Аллену было 16, и помог начинающему писателю-юмористу устроиться в популярное шоу Сида Сизара. Аллен очень быстро заслужил признание и любовь публики, благодаря своим остроумным комедиям и психологическим драмам, созданным не без влияния творчества Ингмара Бергмана. Считается, что на стыке двух жанров - комедии и психологической драмы, Вуди Аллен создал новый жанр - "интеллектуальную комедию", в котором серьёзность тем, затрагиваемых автором и персонажами, уживается с насмешливой, иронической формой.

В семнадцать лет сменил имя на Хейвуд Аллен.

После окончания школы Аллен поступил в Нью-Йоркский университет на факультет кинематографии, но через некоторое время был оттуда исключен за неуспеваемость. Позднее он посещал Городской колледж Нью-Йорка, но тоже недолго.

После провала с Нью-Йоркским университетом и Колледжем он устраивается к юмористу Герберту Шрайнеру и сочиняет для него сценарии. С 1954 он пишет сценарии уже для популярных ТВ-программ «Час Сизара», «Вечернее шоу», «Шоу Эда Салливана», и многих других. Его заработок вырос с 75$ в неделю у Шрайнера до 1500$ в неделю в «Часе Сизара». В это время Аллен сотрудничает с Дэнни Саймоном, опытным сценаристом ТВ-программ, которому Аллен был очень признателен за помощь в создании своего собственного литературного стиля.

В 1961 году Аллен пишет рассказы для различных изданий, среди которых стоит отметить "The New Yorker". А также начинает создавать сценарии для популярного телешоу "Скрытая камера" и даже сам появляется в некоторых эпизодах. В это же время состоялся его дебют в клубе "Дуплекс" в районе Гринвич Вилледж, где он выступил в новом жанре "юмористической импровизации".

Аллен представляет свои слабые стороны в выигрышные, развивая образ своего персонажа как интеллектуала и неврастеника и пользуется огромным успехом и признанием публики. В то время его можно было очень часто видеть на популярных ТВ-шоу, и в различных клубах.

Театр в творчестве Вуди Аллена.

Театральный жанр занимает не маловажное место в биографии Вуди Аллена. 17 ноября 1966 года состоялась премьера его пьесы «Не пейте эту воду», благодаря которой он стал самым знаменитым и успешным драматургом на Бродвее, эта пьеса игралась на сцене театров 598 раз. В постановке принимали участие Лу Якоби, Энтони Робертс, Анита Джиллетт, Кэй Медфорд. В 1969 году вышла в прокат киноверсия пьесы, поставленная режиссёром Говардом Моррисом, с участием Джеки Глисона, а в 1994 году - третья телеверсия в авторской постановке с участием актером Майим Бьялик и Майкла Джей Фокса.

12 февраля 1969 года состоялась премьера следующего спектакля «Сыграй это снова, Сэм», который также стал бродвейским хитом. Этот спектакль был показан 453 раза. Киноверсия этой пьесы была выдвинута на театральную премию «Тони» 1969 года в номинациях: «Лучшая режиссёрская работа» (Джозеф Харди), «Лучшая мужская роль» (Энтони Робертс), «Лучшая женская роль» (Дайан Китон).

В 70-х годах Вуди Аллен написал несколько одноактных пьес (наиболее примечательные из которых «Смерть» и «Бог», вошедшие в его сборник «Без перьев»).

Спектакль по пьесе Аллена «Свет плавучего маяка», поставленный на Бродвее а 1981 году, получил большой успех у критиков, но публика его не оценила должным образом. Эта постановка была показана только 62 раза, несмотря на то что была выдвинута на театральную премию "Тони" в двух номинациях и победу в категории «Лучшая мужская роль».

После этой пьесы Аллен долго не обращался к театральному жанру и только в 1995 году им была написана одноактная пьеса «Централ Вест Парк».

Пьесы Аллена ставились на различных театральных сценах мира: в Италии и Франции сделаны театральные версии фильма «Пули над Бродвеем», спектакль «Бог» был поставлен на сцене Бразильского культурного центра в Рио-де-Жанейро.

В 2003 году Аллен поставил спектакль «Уголок Автора», по двум своим пьесам («Риверсайд Драйв» и «Олд Сэйбрук»), который пользовался большим успехом публики.

Музыка в жизни Вуди Аллена

С юности Аллен играет на кларнете, а с конца 1960-х выступает в различных клубах как джазовый кларнетист. Аллен создал свой ансамбль «Нью Орлинз Джаз Бэнд», с которым играет старомодный джаз в Карлайл-отеле в Нью-Йорке. Вуди Аллен и «Нью Орлинз Джаз Бэнд» записали два альбома, «The Bunk Project» (1993) и саундтрек к документальному фильму о музыкальной деятельности Вуди Аллена «Блюз дикого человека» (1997), снятому Барбарой Копл. Биографическая кинокартина «Блюз дикого человека» получила свое название от джазовой композиции, впервые сыгранной легендарным пианистом Джелли Роллом Мортоном (Jelly Roll Morton), а также в известном исполнении джазового трубача Луи Армстронга (Louis Armstrong).

В 1996 году Аллен со своим ансамблем «Нью Орлинз Джаз Бэнд», с которым выступает уже более 25 лет, совершили турне по Европе, а летом 2008 года приняли участие в джазовом фестивале в Монтрё.

Аллен - страстный поклонник классической и джазовой музыки, это невозможно не заметить в музыке к его фильмам. И даже псевдоним он себе выбрал в честь американского джазового кларнетиста и саксофониста Вуди Хермана.

Не обходит стороной Аллен и любимый оперный жанр, и также иногда включает в свои фильмы фрагменты оперы. Например в фильме «Матч-пойнт», в сцене убийства.

В 2008 году Вуди Аллен поставил на сцене оперного театра Лос-Анджелеса оперу Пуччини «Джанни Скикки». Это был своего рода "двойной дебют" для Аллена, поскольку он раньше никогда не ставил чужие пьесы, и никогда еще не работал на оперной сцене. Постановка Вуди Аллена была признана некоторыми критиками одним из самых значительных событий в мире классической музыки 2008 года.

Многие критики отмечают, что творчество Вуди Аллена, представляет собой яркий образец «авторского кино», где Аллен - сценарист, режиссер и актер (в большинстве своих фильмов снимается в главной роли). В его фильмах явно просматривается его всесторонняя образованность и осведомленность о событиях в обществе, каждый его фильм содержит скрытые или явные отсылки к фильмам великих предшественников и современников, произведениям классической и современной литературы и музыки.

В фильмах Вуди Аллена также преобладали различные настроения в разные периоды творчества: веселой комедии, интеллектуальной комедии, позднее в некоторых картинах появляются поэтические и драматические настроения. И, тем не менее, в его драмах всегда присутствует улыбка, но это уже далеко не безудержный смех времён. В 1990-х он снимает несколько фильмов, которые можно определить как полновесные комедии. Среди излюбленных тем его фильмов и многочисленных шуток — психоанализ и психоаналитики, секс и собственные еврейские корни. Город Нью-Йорк, в котором Аллен вырос и провел всю свою жизнь, занимает особое место его в картинах: («Нью-Йоркская трилогия» — «Энни Холл», «Интерьеры», «Манхэттен» и др.).

Работа в кино

Творческая биография Вуди Аллена как режиссёра начинается в 1965 году с его первым фильмом «Что нового, киска?». Продюсер картины Чарльз Фельдман поставил Аллену задачу доработать существующий сценарий фильма и переписать в нем главную мужскую роль, на которую первоначально был приглашен Уоррен Битти. Также Аллену была предложена в этом фильме собственная небольшая роль. Но Аллен в процессе доработки сценария значительно укрупнил свою роль за счет роли Битти. Таким образом главная роль Битти отошла на второй план. Между Уоренном Битти и студией возник серьезный конфликт, который в конечном итоге разрешился в пользу Аллена, так как было очевидно, что сценарий, созданный Алленом, гораздо выигрышнее первоначальной версии.

Уоррен Битти не захотел играть роль второго плана и вышел из проекта, и на эту роль был приглашен Питер О`Тул, но вместе с ним в картину был приглашен Питер Селлерс, "звезда" не меньшего масштаба и очень требовательный артист. Питер добавил в сценарий несколько собственных идей, которые не всегда нравились Аллену, и тем не менее ему опять пришлось дорабатывать сценарий. В результате «Что нового, киска?» вышла на экраны довольно успешной эксцентрической комедией, с прекрасным актерским составом (кроме Селлерса, О`Тула и Аллена в фильме сыграли Роми Шнайдер, Капучине, Урсула Андресс и др.).

В 1966 году вышел следующий фильм «Что случилось, тигровая лилия?». Это не было полноценной съёмкой нового фильма, Аллен переозвучивал японский шпионский боевик «Тайная международная полиция: Ключ от всех ключей» (1965). Аллен сочинил новые диалоги, которые не имели ничего общего с сюжетом оригинального фильма, и их сочетание оставляло комическое впечатление. Этот прием в то время очень широко применялся на американском телевидении, и Аллен был очень хорошо с ним знаком, однако он работал над фильмом без особого энтузиазма, поскольку считал замысел фильма не удачным в принципе. Он работал над этим фильмом под давлением продюсера.

В следующем фильме, "Казино Рояль", снятом в 1967 году в сотрудничестве с Фельдманом, Аллен переписал несколько эпизодов и сыграл эпизодическую роль.

Однако Вуди Аллен остался не удовлетворен всеми тремя фильмами, он пришел к мысли, что должен снимать фильмы полностью самостоятельно, избегая большого количества продюсеров, и контролировать весь процесс от начала до конца.

В 1969 году им было создано еще несколько фильмов: «Хватай деньги и беги», «Бананы» в соавторстве с другом детства Микки Роузом, «Всё, что вы всегда хотели знать о сексе, но боялись спросить», «Любовь и смерть», «Спящий». Начиная с 1969 года фильмы Вуди Аллена продюсировала кинокомпания Jack Rollins & Charles H. Joffe Productions.

В 1972 году Аллен снялся в главной роли в фильме Герберта Росса «Сыграй ещё раз, Сэм». Все ранние фильмы Вуди Аллена были комедиями, основанными на бесконечных остротах, изобретательных шутках и грубоватом фарсе. В ранний период творчества Аллен испытывал влияние комиков Боба Хоупа, Братьев Маркса и Хамфри Богарт.

В 1976 году Вуди сыграл главную роль в сатирическом фильме, «Подставное лицо» Мартина Ритта. Этот фильм рассказывает о Голивудском черном списке, существовавшем в 50-е годы.

В 1978 году фильм «Энни Холл» Вуди Аллена завоевал четыре награды Американской Киноакадемии, в номинации «Лучший фильм», это было очень необычно для комедии, а причиной тому был поворот Аллена к более утонченному юмору и глубокой драме. Лучшей актрисой была признана Дайан Китон. «Энни Холл» считается одним из лучших фильмов Вуди Аллена, и занимает 35 место в категории «100 лучших фильмов». В процессе съёмок фильм назывался «Anhedonia» (ангедония — термин, означающий невозможность получения удовольствия), сюжет фильма строился вокруг загадочного убийства. Однако тема убийства не получила развития и Аллен сфокусировал свое внимание на романтических отношениях главных героев Элви Сингера (Вуди Аллен) и Энни Холл (Дайан Китон). В результате конечная версия фильма получила название «Энни Холл» (так звали бабушку актрисы Дайан Китон), а ангедония стала главной темой фильма.

Следующим фильмом Аллена была мрачная драма «Интерьеры» в духе поздних работ шведского режиссёра Ингмара Бергмана, одного из кумиров Вуди Аллена. Фильм «Интерьеры» рассматривался критиками как резкий переход от ранних комедий к более серьёзному кино (такому например как «Воспоминания о звёздной пыли» 1980 года).

В фильмах 80-х годов, появляются философские оттенки, он начинает сочетать комические и трагические моменты. Среди таких фильмов - «Воспоминания о звёздной пыли», «Сентябрь», «Ханна и её сестры»(обладатель трёх премий «Оскар»), «Преступления и проступки» (в котором явно просматривается влияние классической литературы («Преступление и наказание» и «Американская трагедия»). Аллен был истощен болезнью и смертью своего друга, и заявлял что больше не желает снимать смешные фильмы.

Мрачная чёрно-белая картина «Тени и туман» с музыкой Курта Вейля (1992), стала данью немецким экспрессионистам. Затем вышла драма «Мужья и жёны» (1992), которая была высоко оценена критиками и получила две номинации на «Оскар»: «Лучшая женская роль второго плана» — Джуди Дэвис и «Лучший оригинальный сценарий» — Аллен. Картина «Загадочное убийство в Манхэттене» 1993-го года содержала элементы триллера и чёрной комедии, а сыграли в фильме Дайан Китон, Алан Алда и Анжелика Хьюстон.

В середине девяностых Аллен возвращается к более веселым фильмам, как например «Пули над Бродвеем» (1994), который подарил ему номинацию на лучшего режиссёра. Затем появился мюзикл «Все говорят, что я люблю тебя» (1996). Песенные и танцевальные сцены в этой комедии похожи на номера Фреда Астера и Джинджер Роджерс.

Еще одна кинолента, принесшая «Оскар» за "Лучшую женскую роль" актрисе Мире Сорвино -комедия «Могучая Афродита» (1995).

Далее последовали фильмы: «Разбирая Гарри» (1997) и «Знаменитости» (1998).

Псевдобиография джазового музыканта «Сладкий и гадкий», была номинирована на две премии «Оскар» в категориях «Лучшая мужская роль» (Шон Пенн) и «Лучшая женская роль второго плана» (Саманта Мортон).

В 2000 году на студии DreamWorks был снят фильм «Мелкие мошенники», который собрал 17$ млн. в США, и имел относительный успех. Однако следующие 4 фильма, «Проклятие нефритового скорпиона» с бюджетом более 33$ млн, «Мелинда и Мелинда», «Голливудский финал», «Кое-что ещё», получили не хорошие отзывы, критики стали объяснять это тем, что лучшие годы творчества Вуди Аллена уже позади.

Но фильм «Матч-пойнт», снятый в Лондоне в 2005 году, стал одним из самых успешных фильмов Вуди Аллена за последние десять лет и заработал 23$ млн в США и около 62$ млн. за рубежом. В нём сыграли Скарлетт Йоханссон и Джонатан Рис-Майерс. Также картина принесла Вуди Аллену его первые номинации с 1998 в категориях «Лучший сценарий» на «Оскар» и «Режиссура» и «Сценарий» на «Золотой глобус» (впервые с 1987-го). В интервью журналу Premiere Аллен заявил, что это его лучший фильм, снятый за всё время.

В 2006 году вышли еще два фильма, снятые в Лондоне «Сенсация» с актерами - Скарлетт Йоханссон, Иэн Макшейн, Хью Джекман, Кевин Макнелли и «Мечта Кассандры» с участием Юэна Макгрегора, Колина Фаррелла и Тома Уилкинсона.

В 2007 году на экраны выходит картина «Вики Кристина Барселона», снятая Алленом в Испании с международным составом актеров - Пенелопой Крус, Скарлетт Йоханссон, Патришу Кларксон и Хавьера Бардема.

В 2010 году Вуди Аллен снимает фильм «Ты встретишь таинственного незнакомца», с Энтони Хопкинсом, Джошом Бролином и Антонио Бандерасом. Фильм собрал больше 34 миллионов долларов, но не имел большого успеха.

В 2011 году на экраны выходит романтическая комедия «Полночь в Париже» с Оуэном Уилсоном в главной роли. Фильм имел огромный успех, собрав более 150 млн долларов и 4 номинации на премию «Оскар».

26 февраля 2012 года на церемонии вручения Вуди Аллен был в четвёртый раз отмечен киноакадемией за лучший оригинальный сценарий, также фильм был удостоен премии «Золотой глобус».

2012 год ознаменовался сразу двумя фильмами с участием Вуди — «Римские приключения» и «Париж-Манхэттен». В первом случае Вуди вновь был режиссёром, сценаристом, а также, впервые с 2006 года — актёром.

27 июня 2013 года вышел в американский прокат новый фильм Вуди Аллена «Жасмин», получивший большой успех у мировой кинопрессы.

Награды и мировое признание Вуди Аллена

• В конце 1960-х Аллен был уже признан ведущим комедиографом американского экрана.
• 1977 год 4 премии «Оскар», в том числе в номинации "Лучший фильм" получила картина Аллена «Энни Холл».
• В 1978 году Аллен получил премию О.Генри за рассказ «Случай с Кугельмасом», опубликованный в журнале «Нью-Йоркер» в 1977 г.
• 1980 год крупный бельгийский документалист Андре Дельво снял картину «Вуди Аллену — из Европы с любовью».
• В 1980 - премия «Сезар» за лучший иностранный фильм: сначала за «Манхэттен», а в 1986 за «Пурпурную розу Каира». Позднее еще семь его фильмов были номинированы на эту премию.
• Премию «Золотой глобус» за лучший сценарий получил фильм «Пурпурная роза Каира». Всего Аллен номинировался на эту премию десять раз в трёх номинациях.
• 1995 за вклад в кинематографическое искусство Вуди Аллен получил премию «Золотой лев» на Венечианском фестивале.
• 1996 аналогичную премию Аллен получает от Режиссёрской гильдии США.
• В 2002 Аллен получил премию принца Астурийского, а вскоре в столице Астурии городе Овьедо была водружена статуя режиссёра в полный рост.
• В том же 2002 году на Каннском фестивале Аллен получил ещё одну, очень редкую премию «Пальмовую ветвь пальмовых ветвей» за общий вклад в кинематографию. Помимо него, эта премия вручалась лишь в 1997 Ингмару Бергману.
• В 2005 году Аллен получает третье место среди лучших комиков всех времен (после Питера Кука и Джона Клиза).
• В июне 2007 года барселонский Университет имени Помпеу Фабра избрал Вуди Аллена доктором философии honoris causa.
• В Калининграде был возведен памятник Вуди Аллену.
• В 2014 году Аллен был удостоен почётной премии «Золотой глобус» за жизненный вклад в мировое киноискусство.

Аллен никогда не посещает церемонии награждения премией «Оскар», даже когда на премию номинированы его собственные фильмы. Полученные статуэтки он отдал родителям.

Вуди Аллен неоднократно был признан одним из величайших и наиболее влиятельных кинорежиссёров современности.

Семья

Со своей первой женой, Харлин Розен, Аллен познакомился на одном из любительских джазовых концертов, где Аллен играл на саксофоне, в Розен - на фортепиано. Поженились они 15 марта 1956 году в Голливуде. Через пять лет они развелись, Аллен всегда упоминал об этом браке с большой едкостью, и Розен даже пыталась отсудить у него один миллион долларов за моральный ущерб от его высказываний.

Его вторая жена, актриса Луиза Лассер, с которой Аллен был в браке с 1966 по 1969, сыграла в четырёх его фильмах («Хватай деньги и беги» (1969), «Бананы» (1971), «Всё, что вы всегда хотели знать о сексе, но боялись спросить» (1972), «Воспоминания о звёздной пыли» (1980)). После разрыва с Лассер он не вступал в брак до 1997 года.

Романтические отношения и активное сотрудничество Дайан Китон и Вуди Аллена сильно повлияли на его творчество. Дайан снялась в спектакле «Сыграй это снова, Сэм» в 1970,а также в нескольких его фильмах: «Спящий» (1973), «Любовь и смерть» (1975), «Энни Холл» (1977), «Интерьеры» (1979), а позднее — в фильмах «Дни радио» (1987) и «Загадочное убийство на Манхэттене» (1993). «Энни Холл» был особым фильмом в творчестве Аллена, сам Аллен считает этот фильм «поворотной точкой» в развитии своего авторского стиля. Даже после разрыва с Дайан они остались в теплых дружеских отношениях и продолжали сотрудничать.

В 1980 году у Аллена появилась новая пассия, актриса Мия Ферроу, с которой они прожили 12 лет. Она снялась в главных ролях в 13-ти его фильмах. Среди них: «Зелиг» (1983), «Пурпурная роза Каира» (1985), «Ханна и её сёстры» (1986).

Вуди Аллен и Миа Ферроу жили в гражданском браке, от которого в 1987 году у них родился сын Ронан Шеймус Фэрроу, и также было двое приемных детей: Мэлоун (Дилан) и Миша (Мозес) Фэрроу. Развод двух звезд был очень скандальным, в результате которого Аллен был лишен права видеться с приемными детьми.

В 2013 году Ферроу заявила, что отцом их общего сына мог быть её первый муж Фрэнк Синатра, с которым она, по её словам, «никогда не расставалась».

Прчиной развода с Мией Ферроу стал новый роман Аллена с ее приемной дочерью с 22-летней Сун-и Превен. Ферроу обвинила Вуди Аллена в совращении малолетних, вторая приемная дочь также заявила о сексуальных домогательствах Аллена, но режиссер отвергал ее показания, назвав их ложными. Вуди Аллен и Сун-и Превен зарегистрировали свой брак в 1997 году. Они удочерили двух девочек, дав им имена: Беше и Мэнзи в честь джазовых музыкантов Сиднея Беше и Мэнзи Джонсон.

Сын Аллена - Ронан Шеймус Фэрроу в ноябре 2011 года получил стипендию Родса, для обучения в Оксфордском университете, а также попал в список самых успешных людей в возрасте до 30 лет, составленный журналом Forbes в 2011 году (он занимал пост специального советника по делам молодёжи при госсекретаре США Хиллари Клинтон).

Back to Top
© 2007 – 2017 wisdoms.ru