Краткая биография Эпиктета (50 - 138).

Эпиктет – философ, видная фигура римского стоицизма. Как звали на самом деле этого человека – неизвестно, потому что Эпиктет - это прозвище, переводимое как «прикупленный», что говорило о его социальном статусе. Эпиктет, будучи рабом, принадлежал одному из телохранителей Нерона и именно в таком качестве был привезен в Рим. Являлся уроженцем Фригии (Малая Азия). Впоследствии хозяин даровал ему свободу.

Еще в бытность свою рабом Эпиктет вместе с господином посещал лекции Мусония Руфа, представителя стоицизма. В то время данное философское течение являлось довольно модным, и образованные римляне считали правилом хорошего тона посещать лекции. Эпиктет проникся к Мусонию Руфу огромным уважением и сам примкнул к этому учению.

Когда пришедший к власти Домициан издал декрет, согласно которому в Риме не должно было быть ни одной философской школы, Эпиктет переселился в Никополис, где им была открыта собственная школа. Проповедуемые им идеи не расходились с образом жизни: философ совершенно не заботился о внешней стороне бытия, довольствовался лишь самым необходимым, живя в нищете. Внешнее настолько не волновало его, что он не считал нужным оставить для потомков настоящее имя, не говоря уже о других обстоятельствах своей биографии.

Его учение также сохранилось благодаря другим людям. Как и Сократ, Эпиктет не записывал свои идеи, а использовал для их изложения своеобразные проповеди, беседовал на улицах с людьми, время от времени вступал в споры. Важную роль в сохранении его философского наследия сыграл ученик Арриан Флавий, который записывал слова наставника и оставил их в виде нескольких сочинений: восьми книг «Бесед Эпиктета» и «Руководства Эпиктета». Сохранился также «Комментарий на Руководство Эпиктета», составленный Симплицием – последним греческим философом, изгнанным из Афин в соответствии с декретом Юстиниана.

Труды Арриана и Симплиция являются главным источником сведений об учении Эпиктета. С его точки зрения, основной задачей философии является освобождение человека и тем самым помощь ему в обретении счастья. Чтобы стать счастливым, необходимо правильно понимать, что находится во власти человека, а что от него не зависит. Внешнее, не зависящее от него не должно поработить его дух, ко всему этому человек должен относиться равнодушно. Как говорил Эпиктет, рецепт счастья состоит в том, чтобы не мечтать о подчинении хода событий своим желаниям, а самим приспосабливаться к событиям.

Эпиктет являлся язычником, однако его идеи во многом были близки по духу христианскому мировоззрению, поэтому в первые века новой эры сочинения этого мыслителя имели широкое хождение в монастырях.

Back to Top
© 2007 – 2017 wisdoms.ru