Краткая биография Аввакума (25 ноября 1620 - 14 апреля 1682).

Аввакум Петрович Кондратьев, снискавший известность как протопоп Аввакум, один из отцов-основателей старообрядчества, расколоучитель, писатель, родился 25 ноября 1620 г. в с. Григорово Княгининского уезда в семье священника. На формирование его религиозно-нравственного мировоззрения особое влияние оказала мать, ревностная христианка. После женитьбы в 1638 г. Аввакум был рукоположен в дьяконы и отправлен служить в село Лопатицы, где через несколько лет стал священником. На всю округу прославился своим строгим, бескомпромиссным нравом, был беспощадным обличителем человеческих пороков, не жаловал ни церковную братию, ни власть имущих, и в итоге вынужден был с семьей бежать из Лопатиц. Затем получил чин протопопа в Юрьевце-Повольском, но ревностное служение привело к повторению того же сценария событий и приезду в 1651 г. священника в Москву, где начался новый этап его биографии.

Там Аввакум Кондратьев близко сошелся с духовником царя С. Вонифатьевым, возглавлявшим «Кружок ревнителей благочестия», был представлен монаршей особе, пользовался репутацией ученого человека. Приятельствовал с архимандритом Новоспасского монастыря Никоном, который в 1652 г. стал патриархом. В том же году протопоп Аввакум оказался в числе ярых противников реформы, затеянной новым главой Церкви, и одним из первых был подвергнут гонениям. Только благодаря вмешательству царя ему удалось избежать участи расстриги – вместо этого непокорного протопопа сослали в Тобольск.

Ссылка могла бы не превратиться в суровое испытание тела и духа (местный архимандрит был настроен лояльно), если бы протопоп Аввакум не продолжал жестоко наказывать свою паству за прегрешения и особенно - усердствовать в публичном поругании реформ. Его отправили в Енисейск, а потом по указанию из Москвы – в Даурские земли к славящемуся свирепым нравом воеводе Афанасию Пашкову. Это было страшное время: опальному протопопу довелось не раз быть битым, сидеть в студеном остроге, вместе с остальными подопечными воеводы осваивать эти дикие места, не раз смотреть в лицо смерти, в том числе голодной, потерять двух маленьких сыновей, не выдержавших тягот походов. Эти шесть лет биографии, полные физических и моральных истязаний, Аввакум продержался лишь, как он писал, только благодаря вере, видениям и знамениям.

В 1663 г. после тяжкого трехлетнего пути Аввакум вернулся в Москву: Никон утратил прежнее влияние, и сторонники Аввакума добились разрешения на его возвращение. Это был настоящий триумф, сам царь выказывал ему огромное почтение. Но вскоре стало очевидным, что протопоп-вольнодумец обрушивался с критикой не столько на Никона лично, сколько на реформированную им церковь, требуя возвращения прежних порядков, а это меняло ситуацию. Аввакум внял просьбе царя умерить свой пыл в обличении церкви, но его смирения хватило ненадолго. В итоге в 1664 г. его на полтора года сослали в Мезень. В 1666 г., 13 мая, на церковном Соборе Аввакум, привезенный в столицу, был расстрижен и проклят, т.к. попытки заставить его отречься от убеждений ни к чему не привели.

Расстрижение раскольника вызвало широкий общественный резонанс: им возмущались и простолюдины, и представители знати. Поэтому после почти года заточения в Пафнутьевом монастыре была предпринята еще одна, и снова тщетная, попытка вернуть Аввакума в лоно официальной церкви, закончившаяся ссылкой в Пустозерск. На 14 лет местом его жительства стала «земляная» тюрьма, а единственной пищей – хлеб и вода, но и оттуда он продолжал обличать никонианскую церковь, объяснять свою точку зрения. После того как он направил в адрес царя письмо с крамольным содержанием, его и трех единомышленников, согласно решению Собора 1681-1682 гг., 14 апреля 1682 г. сожгли заживо.

Старообрядческие церкви почитают его как священномученика. Аввакум Кондратьев считается автором 43 сочинений, из которых наибольшую известность получили «Житие», «Книга толкований», «Книга обличений», «Книга бесед». В истории литературы за ним закрепился статус родоначальника исповедальной прозы, словесности нового образца.


Back to Top
© 2007 – 2017 wisdoms.ru