Краткая биография - ФЕЙЕРБАХ ЛЮДВИГ АНДРЕАС (1804-1872)

Высказывания и афоризмы Фейербаха

Людвиг Андреас Фейербах - известный немецкий философ-материалист, борец с религией - был уроженцем Баварии, города Ландсхута, где в семье криминалиста появился на свет 28 июля 1804 г. В 1823 г. стал студентом теологического факультета Гейдельбергского университета, однако догматическая ортодоксия его не устроила, и он уехал учиться в Берлин. Там ему довелось услышать лекции по философии самого Гегеля.

Берлинский университет Фейербах окончил в 1828 г. После защиты в Эрлангенском университете диссертации получил звание приват-доцента и сам читал лекции по гегелевской философии, преподавал историю новой философии. Уже в это время прослеживается его несогласие с Гегелем: Фейербах считал, что религия и христианство как ее составная часть не являются истинными и не имеют ничего общего с разумом.

В 1830 г. увидела свет работа «Мысли о смерти и бессмертии», автор которой критиковал тезис о бессмертии человеческой души. Хотя работа вышла анонимно, ее автора быстро установили. После этого весь выпущенный тираж был предан огню, а Фейербаху запретили преподавать всю оставшуюся жизнь. Друзья пытались ему помочь остаться на кафедре, но у них ничего не получилось.

Прекратив заниматься преподаванием, Фейербах продолжил научные изыскания. Так, в 1833 г. увидела свет «История новой философии от Бэкона до Спинозы», которая стала первым крупным сочинением Фейербаха. В целом придерживаясь гегельянских позиций, автор, тем не менее, больше внимания уделяет философам-атеистам и материалистам, говорит об их значимом вкладе в науку.

Женившись в 1836 г. на совладелице небольшого фарфорового завода, Фейербах на четверть века обосновывается в деревне Брукберг, продолжая заниматься наукой. Революция 1848 г. была воспринята им с большим энтузиазмом, однако в целом Фейербах всегда оставался равнодушным к политической жизни. В этом году он был депутатом франкфуртского Национального собрания, но даже это не сделало его более активным. Однако в последние годы жизни экономические и социальные проблемы представляли для него большой интерес, а в 1872 г. он даже стал членом социал-демократической партии.

В отличие от Гегеля, Фейербах видел в философии и религии антагонистов. Существование религиозного мировоззрения, его популярность философ объяснял не только основанным на невежестве людей обманом, но и бессилием, зависимостью человека от природных сил и стихий. Вред религиозного культа, как считал Фейербах, состоит в том, что он тормозит устремление людей к лучшей жизни здесь и сейчас, они не хотят менять этот мир, ожидая вознаграждения в мире несуществующем.

От неприятия религии Фейербах перешел к критике философского идеализма, после чего примкнул к стану материалистов. Главным недостатком идеализма и его вершины, гегелевской философии, он считал знак равенства между бытием и мышлением. Значимость фейербаховской философии состоит в том, что она стала отправным пунктом для марксистской философии; идеологи немецкой социал-демократии, в частности, Маркс, Энгельс, признавали влияние, которое оказал на них Фейербах.

Последний этап биографии философа был связан с местечком Рехенберг неподалеку от Нюрнберга: сюда семья Фейербаха перебралась после банкротства фабрики в 1859 г. Конец жизни Людвиг Андреас провел в серьезных лишениях. Скончался он 13 сентября 1872 г.

Афоризмы и цитаты Фейербаха